Обычай, закреплявший окончательное решение родителей о свадьбе в народе назывался — сговор перед свадьбой. А так как в обозначение согласия, нужно было пожать друг другу руки — рукобитьем. Обыкновенно данный обряд проходил в месте, где жила будущая невеста.
После традиционного сватовства, через три дня, родители приходили договариваться о самой свадьбе. На сговор перед свадьбой в дом приглашались девушки, которые пели причитания невесты. Невеста могла жаловаться на свою жизнь и родителей, которые её выдавали замуж. Прощалась со своей девичьей вольной жизнью и родимым домом.
На родительском сговоре перед свадьбой присутствовали парень и сосватанная девушка, и близкие родственники. Традиционно переговоры начинали с обозначения даты венчания и самой свадьбы, именно на этом общем собрании обговаривали, сколько людей пригласят, какое за невестой отдадут приданое, каким будет свадебное торжество.

Согласие сторон с принятым решением- сговор перед свадьбой.

Пожатие рук родителей жениха и невесты, обозначало согласие сторон с принятым решением — сговором. По традиции ладони у отцов оборачивали полотенцами, платками либо углом кафтана. Они становились напротив друг друга и с размаху ударялись ладонями, а потом дружески пожимали друг, другу руки благословляя сговор: «Дай Бог святой час». Взаимовыгодное соглашение обозначалось на Руси рукопожатием, это делало сделку законной, и наделяло её особым правом.

сговор перед свадьбой, сватовство, молодые гуляют по саду
По традиции сговор проводили за столом с угощение, посреди которого лежал круглый хлеб — каравай. В знак согласия его разламывали на две половины, это скрепляло накрепко соглашение.
После согласия родителей, мать невесты подводила её к жениху и говорила: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». Жених и невеста, крепко брались за руки, скрепляя сговор.

Традиции завершения сговора.

Сговор перед свадьбой мог так же символизировать симпатию молодых людей, их клятве любви друг другу. Традиционно после соглашения родители и будущие супруги молились в красном углу перед иконами с зажженной лампадкой. Общая молитва означала завершение сговора. Существовал так же обычай, согласно которому жених брал кусочек кудели с прялки невесты и сжигал. Таки образом он показывал, что теперь невеста будет жить по «его воле».
Сговор перед свадьбой заканчивался веселым пиром, на котором были жених с невестой.
Это был окончательный этап обсуждения свадьбы, а его расторжение было равносильно страшному греху. Если же такое случалось, виновная сторона оплачивала расходы на свадьбу, и бесчестье стороны которую обманули.

Статус жениха и невесты после сговора перед свадьбой.

Молодые люди после сговора перед свадьбой обретали новый статус, по которому будущую невесту звали — сговоренкой, а парня — женихом. Невеста перед свадьбой оплакивала своё девичество, носила скромную одежду, не могла заплетать косу, расчесывать волосы. Голову сговоренке покрывали платочком, надвинутым на лоб.

Иногда невеста не разговаривала, а объяснялась лишь жестами. Могла передвигаться по дому при помощи подруг, заботливо поддерживающих её под руки.
Весь предсвадебный период после сговора, будущая невеста не покидала дома. Из дома она выходила с подружками, чтобы позвать родственников на свадебный пир и проститься с людьми которых знала в девичестве.
Невесту не допускали к домашним делам, она занималась приготовлением своего приданого, дошивала с подружками рубашки, рушники, одежду.
В некоторых местах на Руси, сговоренка, до венчания каждый вечер выходила в сени и причитала о потере «вольной волюшки». Обращалась в причитаниях к соседям, односельчанам, подружкам. Чем больше слез проливала до свадьбы, тем легче ей будет жить с мужем. На причитания могло собраться все женщины деревни, чтобы поддержать молодую невесту.
Жених после сговора, больше общался с друзьями. Ходили все вместе по своей и соседней деревне, прощался с молодыми годами. Каждый день заходил в дом невесты, одаривая подружек сладкими гостинцами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *